• 01Июн
    Метки: Без рубрики

    В конце мая Музей юстиции представил коллекцию «Знаки прокуратуры России». Она является частью выставки личных коллекций. Эта выставка посвящена памяти старшего советника юстиции, ветерана Великой Отечественной войны Наума Берлина.

    Наум Берлин (1923-2004) родился в Перми. Окончил среднюю школу № 37 19 июня 1941 года. На фронте — с сентября 42-го, после 2-й Ленинградской школы механиков по авиавооружению (Омская область). Служил в авиации дальнего действия механиком, после ранения — комсоргом.

    Наум Берлин был первым в первом выпуске юридического факультета Пермского государственного университета. Начал работать помощником прокурора Березников, а затем — на разных должностях в прокуратуре области.

    Имеет 18 государственных наград, в числе которых орден Отечественной войны I степени, медали «За боевые заслуги», «За взятие Кенигсберга», «За взятие Берлина».

    Наум Берлин работал в профкоме, был членом общества «Знание», членом общества филателистов, собирал значки и открытки. После выхода на пенсию продолжал публиковаться в пермских газетах. Издал две книги мемуаров. Был соавтором поэтического сборника. Ему принадлежат и слова гимна прокуратуры Пермского края (в соавторстве с Л. А. Бурыловой), который исполнялся на открытии выставки в Музее юстиции.

    Несколько стендов выставки были посвящены коллекциям заместителя прокурора Пермского края Владимира Маленьких. Коллекционированием он увлекся еще в детстве. Собирал русские монеты, ордена и медали Российской империи XIX-начала XX века. На сегодняшний день Владимир Маленьких общается с клубами Перми, Екатеринбурга, Москвы. Он участвовал в создании клубов коллекционеров в Лысьве и Чусовом. Представленная в Музее коллекция значков В. И. Ленина насчитывает 1,5 тысячи экземпляров.

    Другая коллекция заместителя прокурора, экспонирующаяся в Музее, посвящена знакам прокуратуры. Коллекция — единственная на Урале, в Москве этой темой занимаются 4 человека. Коллекция включает юбилейные значки, наградные знаки и значки и др. (Всего — около 60 экземпляров из самых разных регионов.)

    Многие фалеронимы в коллекции выпущены в 1970-е годы. Это не случайно. В то время развитию прокуратуры уделялось большое внимание. Впервые ей была посвящена отдельная глава в Конституции 1977 года. Во исполнение Верховный Совет СССР принял Закон «О прокуратуре» — возможно, самый совершенный советский акт о прокурорском надзоре.

    Историю прокуратуры в 70-е годы открывают Постановление ЦК КПСС и Совмина «О мерах по улучшению работы судебных и прокурорских органов» и Постановление Совмина «О мерах по улучшению условий работы…» (1970). После их принятия прокурорский надзор наполнился новым содержанием благодаря стараниям генпрокурора СССР Романа Руденко. При усилении борьбы с правонарушениями акцент делался на предупреждении преступлений. Следовательно, и на искоренении причин преступлений и сопутствующих им пьянства и наркомании. Была предпринята попытка придать импульс борьбе с преступностью несовершеннолетних и, прежде всего, борьбе с теми, кто подстрекает и вовлекает их в преступную деятельность.

    В 1972 году, накануне 50-летия советской прокуратуры (юбилейный значок тоже можно было увидеть на Пермской выставке), Роман Руденко дал своеобразный комментарий этим нормативным актам. «Диапазон дел, которыми приходится заниматься прокурору, необычайно велик — сегодня он привлек к ответственности хозяйственников, выпустивших недоброкачественную продукцию, занимался исследованием причин, порождающих брак… а завтра листает дело о приписках, об очковтирательстве на заводе или в совхозе… Хочется особо отметить значимость борьбы с хулиганством, особенно со злостным хулиганством… По-прежнему мы зорко следим за всем тем, что толкает несовершеннолетних на преступления… В последнее время в сфере деятельности прокуратуры все чаще оказываются дела, связанные с охраной природы… Не могу не отметить еще одну сферу, требующую зоркого прокурорского надзора, — это любые проявления местничества, ведомственной ограниченности, бюрократизма… Я уже упоминал о нашей задаче осуществлять надзор за расследованием преступлений. Это задача сложная, ответственная, это дело, на котором проверяется политическая зоркость, принципиальность прокурора».

    Слова о «ведомственной ограниченности» не случайны. После тезиса о «надзоре за расследованием» Роман Руденко заявил: «Прокурор обязан проследить… чтобы органы дознания и предварительного следствия… соблюдали… порядок расследования преступлений». Вполне возможно, что здесь имеется в виду борьба между прокуратурой и МВД за правильное отражение преступлений в статистических бланках. Особенно изнурительной борьба стала в 70-е, когда пост министра внутренних дел занял тов. Щелоков.

    В это десятилетие с генеральным прокурором СССР неоднократно встречался Наум Берлин, будучи главой научно-методического совета по вопросам государства и права областного общества «Знание». Он вспоминает: «Я… ежегодно выезжал в Москву на всесоюзные и республиканские семинары. Всех прокурорских работников, участников семинаров, Роман Андреевич, как правило, приглашал в Прокуратуру Союза ССР, выступал перед нами. Любимой его темой была сохранность социалистической собственности. Говорил он без бумажки. По окончании выступления с удовольствием общался с каждым.

    Небольшой кабинет Генерального прокурора… на седьмом этаже был обставлен старинной простенькой мебелью. В углу стоял тоже старый телевизор «Рекорд». Вся мебель под стать своему хозяину: давно не менялась и не реставрировалась».

    Наум Берлин встречался со многими известными людьми: с писателями Вениамином Кавериным и Львом Кассилем, с артистом, театроведом и эрудитом Сергеем Образцовым… Пермский профессиональный клуб юристов посвятил выставку памяти старшего советника юстиции. Но его знали тысячи людей. Сегодня об этом человеке можно прочитать и на московских сайтах, и в израильских блогах.

    Андрей ПЕПЕЛЫШЕВ

    Впервые опубликовано в газете «Клуб юристов» №2 (64) июнь 2009 г.

    Поделиться
    Класснуть
    Запинить